официальный сайт регионального отделения

News

[28.01.2012]
ИНФЛЯЦИЯ С ДВОЙНЫМ ДНОМ
Источник: 
Источник
Название: 
Тихомиров Владимир Алексеевич - журналист

       Приближающийся новый год приносит нам по обыкновению не только новые радости, но и новые заботы. И среди них есть такие, которые общие для всех нас. Связаны они, как правило, с инфляцией или попросту с ростом цен. Впору провозглашать тост: с Новым годом, с новыми ценами! 

Если бы не заходить по необходимости в магазин за продуктами или ещё каким-то товаром, то можно было бы порадоваться заявлениям нашей власти о том, что темпы инфляции в стране снижаются. И что она, инфляция, достигла наилучшей отметки за последние десять лет: то ли 5 то ли 6%. Это грело бы душу, но… Наблюдательные люди давно уже делят инфляцию на официальную (ИО) и инфляцию народную (ИН). Почему?

Представьте, статистики обследуют 500 или около того видов товаров и услуг. Как растут цены на хлеб, мясо, яйца, картошку, мужские трусы, женские колготки. А также - как они растут на автомобиль «Майбах» стоимостью несколько миллионов рублей, драгоценные колье, подмосковные особняки, элитные квартиры, на номера в дорогих гостиницах, на собольи шубы… Получается картина неоднозначная. То есть статистика. Она, конечно, не лжёт. Она обобщает. Если цены на колье с бриллиантами или на «Мерседесы» не выросли, а, возможно, в связи с кризисом, ещё и упали, то на хлеб, картошку, яйца и ЖКХ они существенно поднялись. А в целом получается, что инфляция снижается.

Таким образом, остаётся одно – отделить зёрна от плевел. То есть обозначить цены на те товары, которые в основном потребляет народ, и выделить так называемую народную инфляцию. И вот тогда играть цифрами будет сложнее. Да и не стоит играть, себе дороже. Народ, услышав от власти оптимистические цифры по ценам, не только не радуется за нашу экономику и народное благополучие, а ещё и пошлёт в сторону власти несколько крепких слов.

Ведь все прелести народной инфляции мы постоянно ощущаем своим личным кошельком. И в отличие от инфляции у него нет двойного дна, куда помещаются какие-то дополнительные и неучтённые средства. По данным Забайкалкрайстата, уже в ноябре потребительские цены на товары и услуги по отношению к декабрю предыдущего года в Забайкальском крае выросли на 7,4%. На продовольственные товары они увеличились на 6, а на непродовольственные - на 8%. Потребительские цены на услуги в среднем уже в ноябре подорожали на 9,1%. И при этом, надо заметить, стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг у нас в крае составляет 8448 рублей. А вот величина прожиточного минимума – только 6385 рублей. То есть из этого показателя ясно, что декларируемая инфляция очень расходится даже с официальными показателями стоимости жизни.

Особенно при этом свирепствуют тарифы на жилищно-коммунальные услуги – наиболее чувствительную для населения жизненную необходимость. К показателю декабря прошлого года они выросли на 12,3%. Например, тарифы на горячую и холодную воду увеличились соответственно на 15 и 15,4%, на отопление – тоже на 15%. В этом году правительство нам обещает, что повышение цен на услуги ЖКХ будут проводиться не с начала года, а с середины - и только на уровне инфляции. Спасибо, конечно, но ведь мы видим, что официальная инфляция очень сильно отличается от народной, то есть значительно занижена. А предприятия этой отрасли заложат рост цен на составляющие своих услуг и рост зарплат в реальном виде, а не в официальном исчислении инфляционной составляющей. Так что борьба за тарифы предстоит нешуточная. Можно не сомневаться в том, кто в ней окажется победителем. Явно не население.

Что же делает региональная власть, чтобы смягчить рост цен? Да всё то же самое: «мониторит» ситуацию. И сообщает в своих официальных справках: дескать, для стабилизации ценовой ситуации в крае принимается комплекс мер. С целью обеспечения социально незащищенных слоев населения качественными товарами по доступным ценам в крае продолжается акция «Социальная цена». В рамках этой акции организации розничной торговли устанавливают на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров (хлеб, молоко, кефир, рис и др.) торговую надбавку не более 15 % к закупочной цене.

Но ведь и закупочные цены растут. А простому покупателю всё равно, откуда на ценниках появляются всё новые, более высокие цифры.

Владимир Тихомиров