официальный сайт регионального отделения
News
[26.12.2009]
Китайский партнёр Путин
Источник:
Источник
0
Название:
Пресс-служба Партии "Яблоко"
Тип:
Пресс-служба
Публицист Андрей Пионтковский, наблюдая за внешней политикой путинистов, несколько лет назад точно назвал Россию «ближним зарубежьем Китая». С моей точки зрения, это неизбежное следствие политического режима, установленного в России. Путинисты – это голодные неудачники 90-х годов, пришедшие к власти аппаратными методами. Главная их задача – личное обогащение. Идеал – «МММ» и Лёня Голубков («ты сидишь, а денежки идут»). Основной инструмент решения этой задачи – политическая власть. В конкурентном обществе путинисты существовать не могут. Поэтому приватизация институтов государственной власти – условие их выживания. Существовал ли гражданский запрос на антиолигархическую власть в России конца 90-х? Несомненно. Этот запрос путинистами был использован в своих интересах. Т.н. «дело ЮКОСа» решало две задачи – личного обогащения и частичного удовлетворения запроса граждан, которые желали уничтожения ельцинской олигархии. Последнюю задачу путинисты не могли решить в принципе, т.к. строили себя по образу и подобию олигархов и сами через несколько лет превратились в главных воротил России. Но как же стать олигархами? Как уничтожить конкуренцию? Первой жертвой такого подхода пал иностранный (прежде всего, европейский и американский) бизнес в России. Если исключить из рассмотрения владельцев ЮКОСа, то из крупных российских бизнесменов, как показал опыт, можно «верёвки вить». Это пугливое и на всё готовое племя даже под страхом собственной гибели либерально-демократическую оппозицию финансировать не будет. Оно отступит везде, где только это нужно. Не то с европейскими и американскими компаниями. Их просто так не присвоишь, бизнес у них не украдёшь, преференции своим закадычным друзьям за их счет легко не предоставишь. Поэтому вполне естественно экономическая политика путинизма это ксенофобия в отношении компаний тех стран, которые привыкли к работе в условиях правового порядка и отсутствия системной коррупции. Максимум на что готовы путинисты – допустить европейский и американский бизнес в те отрасли, где они сами ничего не могут сделать, а также использовать иностранцев в качестве миноритарных партнёров там, где сами путинисты не справляются. Все нулевые годы в области законодательства происходил поворот, приведший в итоге к созданию в России инвестиционного климата, характеризующегося принципиальной нестабильностью. Благоприятная внешняя сырьевая конъюнктура создала для подобного развития исключительную возможность. Но на основе «достижений» путинизма получить стратегические по размеру частные инвестиции оказалось невозможно. Путинская пропаганда по-своему обслуживала ксенофобскую установку, распуская, например, в период начала т.н. «дела ЮКОСа» слухи о том, что Ходорковский решил продать огромное количество нефти Китаю. Или же атакуя при случае те или иные проекты, реализуемые западными компаниями в России. В этом отношении бесспорные чемпионы проекты СРП в области добычи газа и нефти – «Сахалин-2» и «Сахалин-1». Когда задачи личного контроля были решены, занялись тем же, что подвергали обструкции – поставкой нефти в Китай и работой в рамках проектов СРП. Но поскольку России (в том числе бизнесам путинистов) не хватает инвестиций, то сила экономической необходимости толкнула режим в объятия коммунистического Китая. У последнего свои интересы, связанные с превращением России в сырьевой источник для своей растущей экономики. Его государственным компаниям инвестиционный климат, правовая система не очень важны, они готовы строить отношения на основе межправительственных договорённостей, заменяющих тонкий механизм инвестиционной настройки. До системной коррупции в России им дела нет. Два авторитарных режима встретились. Партнёры нашли другу друга. И если политика поставки ресурсов в Китай, возможно, неизбежна, то степень переработки поставляемых ресурсов, а также сбалансированный подход к компаниям, которые будут работать в России, имеют вполне ясную альтернативу. Не совместимую с путинизмом. Потому что она конкурентна и основана на долгосрочных гарантиях. Эта альтернатива проста по идее – снятие ограничений с частного российского бизнеса, создание инвестиционного климата, основанного на праве. Другими словами, не отдача Сибири и Дальнего Востока на откуп государственному китайскому бизнесу, а привлечение в регион частных российских, европейских и американских инвестиций. Исторически эта задача может быть решена за несколько лет. Такой подход правилен и в политическом смысле. Если путинисты рассуждают по принципу «после нас хоть потоп» и рассчитывают, что они, их дети и закадычные друзья (вроде Абрамовича) станут «гражданами мира» с накопленными миллиардами, то у российских граждан объективно другие интересы. Они заключаются в том, чтобы Дальний Восток и Сибирь не были китаизированы. Чтобы не создавались экономические предпосылки для отторжения этих территорий от России. Именно последней дорогой идут сегодня путинисты. Во главе с главным партнёром китайского руководства Путиным. P.S. Сентябрьское (2009 г.) соглашение с Китаем ставит под угрозу долгосрочные интересы России Постановление XV Съезда партии «Яблоко», 24 декабря 2009 Партия ЯБЛОКО считает ошибочным и опасным для России и российского руководства курс на тотальную «китаизацию» Дальнего Востока и Сибири, сформулированный в Программе сотрудничества на 2009-2018 гг., подписанной в сентябре 2009 г. президентом РФ и председателем КНР. Принятая Программа означает продолжение и углубление курса на превращение российского Дальнего Востока и Восточной Сибири в сырьевой придаток Китая. По этой программе не в России, а в Китае будет налажено производство олова, свинца, меди, железа, молибдена, золота, сурьмы, титана, ванадия, серебра, германия из российских месторождений. По этой Программе в России будут сооружены линии электропередач для энергоснабжения Китая, а не России. По этой программе на территории России возникнут китайские промышленные «районы» и «парки», а российское сельскохозяйственное производство постепенно станет китайским. Китай не скрывает планов широкого «освоения» территории России. Если на Дальнем Востоке и в Сибири у России нет рабочих рук для быстрого освоения природных богатств, то не правильнее ли осваивать их постепенно и в интересах России, а не Китая? Если организовать разработку российских месторождений своими силами не получается, то может, подождать до лучших времён? Может быть, стоит использовать те средства, которые сейчас Россия получает за экспорт сибирских энергоресурсов для государственной программы высокотехнологичного, инновационного, а не придаточно-ресурсного развития Дальнего Востока? Выгодно ли России «укреплять» сотрудничество с Китаем «в сфере трудовой деятельности» за счет притока китайских рабочих? Ответы на эти и подобные вопросы должны быть одобрены обществом, в первую очередь россиянами, связавшими свою жизнь с Дальним Востоком и Сибирью. Удивительно, что Программа была принята до завершения обсуждения на государственном уровне «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года», в проекте которой главной угрозой и вызовом считается «опасность превращения этой территории только в источник энергоносителей и сырья для стран АТР» Подписание такой программы показывает, что лица, принимающие подобные решения, рассматривают интересы России в сугубо тактической, а не долговременной стратегической перспективе. Это положение – прямое следствие тотальной фальсификации выборов и создания «вертикали власти», в которой лица, принимающие решения, не чувствуют себя ответственными перед гражданами. Вступая в должность, Президент России клянется защищать независимость и безопасность государства. Подписанная Президентом Д.Медведевым Программа ущемляет интересы России, несет угрозу целостности государства. Прописанное в Программе развитие Дальнего Востока и Сибири принесет богатство Китаю и нищету России. Программа ускоренной «китаизации» Дальнего Востока и Сибири, фактически проводимая российской властью, обернется в недалеком будущем огромными геополитическими и экономическими потерями России, а может быть, и кровью. Партия «ЯБЛОКО» считает, что необходимо сбалансированное развитие Дальнего Востока и Сибири за счет Взаимовыгодного сотрудничества не только с Китаем, но и с другими дальневосточными соседями – США, Японией, Республикой Корея, Канадой, другими странами АТР. Это сотрудничество должно включать не только выгодное для России освоение природных ресурсов, но и развитие высоких технологий, науки, культуры, образования. Торгово-промышленное, экономическое и экологическое сотрудничество с великим южным соседом необходимо, но не такое неравноправное, опасное и унизительное для России, какое планирует руководство России. Россия должна использовать свои природные ресурсы, в первую очередь, в интересах собственных граждан, таким образом, чтобы стимулировать собственную, а не чужую экономику. Растущая зависимость России от покупателей природных ресурсов препятствует развитию собственной инновационной экономики, это – прямой путь к обнищанию страны и потере ею суверенитета и территориальной целостности. Партия ЯБЛОКО будет всеми возможными путями добиваться пересмотра подписанной Президентом РФ Программы «сотрудничества» с Китаем на 2009–2018 гг. Председатель Партии С.С. Митрохин |