официальный сайт регионального отделения
News
Суета у подножия Удокана
Начнём с того, что в 1985 году было принято партийно-правительственное постановление о строительных работах на Удоканском меднорудном месторождении в 1986-1990 годах. То есть оно было подведёно к рубежу, за которым объект из геологического мог перерасти в промышленный. И вот в октябре 1990 года в Чите по инициативе руководителя группы «Артер» Андрея Чугуевского (кстати, бывшего студента Читинского пединститута) побывала международная группа американских и австралийских предпринимателей. Возглавлял её крупный американский бизнесмен китайского происхождения Эдвард Вонг. Идея освоения месторождения иностранцев очень привлекла. С того времени и закрутилась организационная карусель вокруг Удокана. Кусок лакомый: только разведанные запасы медных песчаников там составляют 1,3 млрд. тонн, меди – 19, 7 млн. тонн, серебра – 14,4 тыс. тонн. Однако освоение месторождения требовало огромных инвестиций – более 1 млрд. долларов, чтобы только запустить первую очередь горного предприятия. Тем не менее, в декабре 1991 года для этого была создана российско-американская Удоканская горная компания (УГК). Учредителями УГК выступили: с российской стороны – администрация Читинской области (5% уставного фонда), АОЗТ «Группа Артер» (20%), государственное геологическое предприятие «Читагеология» (15%); с американской стороны – холдинговые компании «Summerset Holding inc” и «CVF Holding inc». В 1993 году УГК победила в международном правительственном тендере на право освоения Удоканского месторождения. Потом состав учредителей поменялся, это особая история. Главное: в соответствии с проектом намечалось строительство Удоканского горнометаллургического предприятия с первоначальной мощностью 7,5 млн. тонн руды в год (с увеличением производительности до 15 млн. тонн через 3-4 года, а далее до 30 млн. тонн в год). Уже к 2000 году планировалось получать катодной меди в объёме 33,2 тыс. тонн в год, меди в сульфитном концентрате – 40,2 тыс. тонн и 130 тыс. тонн 30-процентного медного концентрата. Но… В ноябре 1998 года по инициативе Равиля Гениатулина Министерство природных ресурсов РФ лишило УГК лицензии на разработку Удокана. Решение мотивировалось невыполнением условий лицензионного соглашения. Лишение лицензии Удоканской горной компании было столь неожиданным, что даже председатель совета директоров УГК Валерий Ломако (в то время первый зам. главы администрации области и председатель Комитета экономики) и исполнительный директор (ныне покойный) Леонид Сарин узнали об этом решении… из газет. Таким образом, семилетняя кропотливая работа по реализации Удоканского проекта силами УГК завершилась провалом В то время автор этих строк много писал о проекте для центральной прессы и, конечно, интересовался и у Валерия Евстафьевича, и у Леонида Петровича – прав ли глава области, что инициировал лишение УГК лицензии? Разными словами отвечали Ломако и Сарин, но суть одна: то, что произошло – большая ошибка и заблуждение. По их мнению, лишение лицензии под надуманным предлогом (дескать, американская сторона умышленно затягивает дело, чтобы не допустить на мировой рынок удоканскую медь) просто смехотворно. Объёмы производства меди на Удоканском узле предполагались слишком незначительными по сравнению с её мировым производством – в то время примерно 1,5 млн. тонн в год. Кроме того, этот шаг, безусловно, губительно сказался на инвестиционном имидже нашего региона. Что же взамен? Созданная Забайкальская горная компания занималась больше манипуляциями с ценными бумагами, а реальных дел не было. Потом в администрации региона заявляли о многих претендентах на разработку месторождения, свозили на Удокан даже мэра Москвы Лужкова. Тот пообещал задействовать свой потенциал, своё влияния на столичные компании. Но, кроме оригинальной кепки Лужкова, вспомнить больше нечего. Затем была попытка во второй половине 2008 года расколоть Удоканский орешек с помощью известного российского олигарха, главы горно- металлургического холдинга «Металлоинвест» Алишера Усманова. Михайловский ГОК (подразделение холдинга) был признан победителем в конкурсе по Удокану. Но, кроме вялой имитации работы на месторождении отдельных заезжих специалистов Михайловского ГОКа, мы не видим ничего. Сам же Усманов намерен, судя по его заявлениям, оттянуть разработку на несколько лет. Он больше занят скупкой акций известных футбольных клубов и Интернет-ресурсов.
Легко лишить, трудно организовать
История, подобно Удокану, повторилась и с проектом по освоения Тасеевского золоторудного месторождения. Разработка его подземным способом проводилась с 1948 по 1992 год, после чего заглохла, месторождение было затоплено. В сентябре 1995 года лицензия на право отработки была передана ЗАО СП «Балголд Лимитед». Основной пакет акции этого ЗАО принадлежал компании «Армада Голд Корпорейшн», зарегистрированной в Австралии. Но намеченное начало отработки на декабрь 1997 года в соответствии с лицензионным соглашением не было осуществлено. В начале 2000 года оператором по реализации Тасеевского проекта выступила уже австралийская компания «Трой Ресорсис НЛ». Но и эта компания по ряду причин не спешила делать что- то практически. В 2002 году лицензия на отработку Тасеевского месторождения у ЗАО «Балголд Лимитед» решением Минприроды РФ была отозвана. До сих пор там нет полноценной добычи драгметалла, а г.Балей, как мы недавно писали, находится просто в бедственном положении. И что-то о новых идеях здесь не слышно. А сколько было разговоров, суеты по поводу создания свободных экономических зон на территории приграничной торговой зоны «Забайкальск» и «Аэропорт г.Чита». И что же? Китайцы на своей территории создали подобную свободную торговую зону ещё лет пятнадцать назад. А мы до сих пор имеем пустопорожние разговоры. Показательна в этом плане и попытка освоения Чинейского месторождения ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд на рубеже ХХ1 века. Тогда министр путей сообщения Николай Аксёненко и губернатор Читинской области Равиль Гениатулин подписывают Соглашение о строительстве железнодорожной ветки Чара-Чина, протяжённостью 84 км. Министр многократно подчёркивает: в день сдачи ветки в эксплуатацию должен быть подписан протокол о запуске в производство и горного предприятия на Чинейском месторождении. И вот ж.д. ветка Чара-Чина-Карьерная торжественно (хоть и с недоделками) была пущена в эксплуатацию в сентябре 2001 года. Прошёл даже первый состав с грузом. И что? Горного предприятия как не было, так и нет. Возить по ж.д. дороге было нечего. Потом отдельные её участки оказались под завалами, кое-где рельсы растащили. Потеряны порядка 10 млрд рублей. Или взять историю с Амазарским целлюлозным заводом, мощностью 400 тыс. тонн целлюлозы в год, который намеревались строить с помощью китайцев. Давно прошли торжественные презентация, пресс- конференции, шесть лет назад состоялась установка символического «первого» камня на месте его строительства. Рисовалась даже не картина маслом, а широкая панорама производства. Говорилось, что предстоит построить теплоэлектростанцию и водохранилище площадью 350 гектаров. И что работа комбината на полную мощность потребует 1,5 млн. тонн древесины в год. Что на деле? Воз и ныне там. Можно вспомнить и бездарно, если не сказать преступно, промотанный и потерянный Петровск- Забайкальский металлургический завод, вместо провозглашённой его реконструкции. – причём, с помощью высокопоставленных лиц края. Список можно продолжать.
Прорекламировали, а там хоть не рассветай
Сегодня нечто подобное мы наблюдаем с реализацией широко разрекламированного проекта освоения юго- востока Забайкальского края. Да, за федеральные деньги построена, хоть и втрое короче, чем намечалось, железнодорожная ветка. Но выясняется, что проект совершенно не проработан. Официальная позиция главного инвестора проекта - ОАО ГМК «Норильский никель» - такова: прогнозные показатели по трём месторождениям из пяти не подтвердились. Запасы полезных ископаемых Лугоканского, Култуминского, Солонеченского месторождений оказались ниже, чем рассчитывали вначале (а как же тогда программировали, планировали объёмы инвестиций, не имея точных данных?), поэтому разрабатывать их нецелесообразно. И разве не маниловщиной было изначально заявить об инвестировании в проект сотен миллиардов рублей, разработки пяти месторождений, создании 71 тыс. новых рабочих мест (интересно, в каких городах и посёлках этих работников с их семьями намеревались поселить?), о строительстве 375- километровой железнодорожной ветки (а ведь для обеспечения её рентабельности требовалось в год перевозить не менее 20 млн. тонн грузов, которые при всей фантазии негде было взять). Много неясного было изначально в обеспечении стройки электроэнергией, связью. Поэтому нет ничего удивительного в том, что главный инвестор заявляет о сокращении в разы инвестиций, говорит о непривлекательности объектов. Тем не менее, краевые министры докладывают премьеру Путину, как это было год назад в Новосибирске, об успехах в реализации проекта. А ведь и вправду, видимо, вначале у наших руководителей были мечты, благие намерения. Облако-рай! Но жизнь показывает: долго ещё с такими «успехами» мы будем стоять на федеральной паперти с протянутой рукой для получения бюджетных дотаций.
Владимир Тихомиров