[02.06.2010]
Партия контрмодернизации
Название:
Андрей Колесников – Независимый журналист "Газета.Ru"
Дмитрию Медведеву не дают создать свою партию. Полномочия коалиции за модернизацию, как следует из его благостной встречи с «Единой Россией», переданы в ведение партии власти. Что ставит крест на идее модернизации: контрмодернизационная сила объективно не может стать драйвером перемен — не только политических и экономических, но даже технологических.
Кроме Петрика и предъявить-то нечего…
Медовый месяц главы государства с «Единой Россией», которую он еще недавно критиковал за злоупотребление административным ресурсом на московских выборах, может быть связан с тем, что начальники еще не разобрались, кому идти на выборы президента.
Или с тем, что, напротив, разобрались: либо идет Путин, либо идет Медведев, но с сохранением еще на долгие годы нынешней конструкции. Ее смысл и содержание: Путин — владелец двух ключей, глава кабинета министров и лидер партии, контролирующей парламент, Медведев — президент, по объему полномочий напоминающий председателя Верховного Cовета СССР. Как Клим Ворошилов до 1960 года при председателе Совмина Союза и первом секретаре ЦК КПСС Никите Хрущеве. Потом «президентский» пост, правда, занимал Леонид Брежнев, успешно поучаствовавший в верхушечном антихрущевском перевороте: Никита Сергеевич правил, смешно сказать по нынешним временам, всего-то 11 лет.
Но переворотов от Дмитрия Медведева ожидать не следует. Как и подтвердили кремлевские политологи, дававшие комментарии, «залитованные» примерно там же, откуда Юрия Шевчука просили не задавать Путину острые вопросы, конструкция дуумвирата сохраняется. Причем в самой обидной для главы государства форме — с невозможностью найти себе даже номенклатурную, а не то что широкую социальную опору. Вместо коалиции за модернизацию, которая могла бы состоять из прагматичных либерал-лоялистов и озабоченных судьбой страны представителей среднего бизнеса, ему предоставляют в пользование чужой костыль с неряшливо стоптанным от частого употребления набалдашником и захватанной чьими-то руками поверхностью.
Остались без внимания призывы, исходившие из бизнес-сообщества, из оттепельного ИНСОРа, питавшего иллюзии и питавшегося ими же.
Бессмысленным оказался проект правой партии, основанной на руинах СПС и созданной методами экстракорпорального оплодотворения в лаборатории доктора Суркова. Партия напоминала персонажа из старого советского анекдота: вьетнамский космонавт вернулся из космоса с отбитыми руками — «этого не бери, этого не трогай, эту кнопку не нажимай!».
На этом фоне актом то ли иррационального безрассудства, то ли отчаянной смелости стало заявление о превращении движения «Солидарность» в партию с попытками ее вхождения в официально признаваемое поле. Я бы не стал его называть «легитимным», потому что легитимность «Единой России», равно как и именование ее «партией», вызывают сомнения. А официальной или официозной ту зону, где проходят выборы разных уровней, назвать можно.
«Солидарность» уже не пустили на выборы в Мосгордуму. Вряд ли пустят и сейчас дальше скучного порога коноваловского Минюста. Но
характерно само стремление не утвержденных Кремлем демократов зайти с «улицы» на избирательный участок.
Можно пытаться раскачивать катамаран сегодняшней власти и дальше уличными методами, но, как популярно разъяснил глава правительства Юрию Шевчуку, мешать возвращению домой честных бюргеров ну никак нельзя. (Удивительно живучей оказалась старая гэбэшная метафора «они мешали движению общественного транспорта», сработавшая еще в ходе процесса над вышедшими в августе 1968 года на Красную площадь. Что-то не видно в этой сфере инноваций — все пользуются рецептами сорокалетней и более давности.) Что, собственно, и подтвердилось через день, после того как участники встречи с председателем правительства выпили за демократию минеральной воды: выступления в защиту 31 статьи Конституции были, как и прежде, жестко подавлены в двух столицах.
Традиционный аргумент — а кого, собственно, представляет какая-то там «Солидарность» — имеет право на существование чисто теоретически, потому что он не прошел проверки практикой. Полевой электоральный эксперимент как раз и покажет, кого представляет «Солидарность» или партия, похожая на нее. А то теперь получается, что вся протестная энергия на выборах канализируется с помощью коммунистов. По природе своей некоммунистический протест позволил биологически устаревшей Компартии обрести вторую жизнь и стать настоящим конкурентом «Единой России». Восставшие из ада против зомби — прямо сюжет для игрового автомата…
Будь манипуляторы людьми более тонкими, они дали бы возможность оттянуть часть протестных голосов новым партиям не коммунистического, а демократического толка. Но ведь не дадут: широко объявленная партия модернизации не знает компромиссов. И чем ближе выборы, тем меньше шансов на «размягчение» политической площадки.
А там уже как пойдет. Может, мы еще увидим небо в алмазах. То есть вторую историческую лужниковскую речь Владимира Владимировича с поиском внешних врагов и пятой колонны. И комбинация «Хрущев — Ворошилов» получит карт-бланш на управление страной еще на много лет вперед. Исходный текст
|