официальный сайт регионального отделения
News
С какой стороны разбивать яйцо?
Нешуточная борьба разгорелась недавно в Законодательном собрании Забайкальского края. Предмет спора – надо ли сокращать время продажи алкоголя? За сокращение выступил комитет по социальной, молодежной политике и трудовым отношениям. И даже разработал проект постановления. Документ предлагал запретить продажу алкогольных напитков крепостью более 15 градусов с 20 до 11 часов. Напомним, что сейчас мораторий на продажу крепкого алкоголя в регионе действует с 24 до 8 часов. Депутаты- разработчики полагали, что результатом принятия закона станет снижение уровня алкоголизации населения. Однако эта точка зрения не нашла поддержки в профильном комитете по экономической, промышленной политике, территориальному развитию и инновациям, который рекомендовал проект к отклонению. Потом на пленарном заседании вокруг документа развернулась острая дискуссия. Часть депутатского корпуса поддержала разработчиков и высказалась за принятие документа. Их аргументы: в крае процветает поголовное пьянство, а бюджет от принятия закона не пострадает, поскольку в регионе нет своих производителей алкоголя. Другая часть депутатов придерживалась мнения, высказанного профильным комитетом. Его члены отмечали, что при крайне низком уровне контроля над оборотом алкоголя единственными пострадавшими будут легальные продавцы спиртного, в целом же ограничения приведут лишь к увеличению теневого оборота спиртного. В общем, большинством голосов законопроект был отклонён. Со стороны наблюдать за этим спором было забавно: он напоминал описанную Джонатаном Свифтом войну в стране лилипутов между сторонниками разбивать яйцо с тупого конца с одной стороны и с острого – с другой. Кроме того, это так похоже на все наши бывшие антиалкогольные компании, что возникает ощущение безнадёги: бег по кругу никогда не кончится. И в подтверждение этого - появившееся вскоре сообщение такого рода. В прокуратуре Забайкальского края прошло координационное совещание руководителей правоохранительных органов региона, на котором обсуждались результаты работы по противодействию незаконному обороту спиртосодержащей продукции, курительных смесей и другой продукции. В частности, было сообщено о том, что объемы поставляемой в край спиртосодержащей и алкогольной продукции не снижаются: в 2010 году в край было ввезено более 1 миллиона декалитров (10 миллионов литров) алкогольной продукции. - Выявляются факты поставок значительных объемов нелегального спирта. Территориальными органами внутренних дел в период 2010-2011 годов из незаконного оборота изъято 7,3 тыс. декалитров алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящейся в незаконном обороте. Органами внутренних дел на транспорте в этот же промежуток времени изъято из незаконного оборота еще 6,8 тысяч декалитров такой продукции. Вместе с тем, как полагает прокуратура, деятельность правоохранительных органов не направлена на выявление каналов поставки фальсифицированной алкогольной и спиртосодержащей продукции, вся цепь теневого алкогольного бизнеса в большинстве случаев не выявляется, - сообщили в пресс-службе краевой прокуратуры.
Косвенное налогообложение
А дело, в общем-то, в простой истине. Как заметил просвещённый Луначарский, если бы водки не было, то её непременно надо было бы выдумать… как идеальное средства косвенного налогообложения. Воистину так. Вспоминается антиалкогольная компания восьмидесятых годов прошлого столетия. Она полна противоречий и абсурда, ибо изначально была замешана на административных мерах. Как и сегодня, на верхних этажах власти руководители с одной стороны требовали эффективности в борьбе с этим злом, с другой… Помню одно из заседаний Читинского облисполкома, на котором первые лица области распекали руководителей отдельных районов за… невыполнение плана товарооборота по алкогольной продукции. Ситуация была комичной. Изрядно потрёпанные на заседании председатели райисполкомов выходили из зала и виновато разводили руками: «Ну, надо же – недопили!...». Такой спрос с них был не случаен. Кассовый сбор тогда в области на 60 с лишним процентов состоял из сборов от продажи водки. После известного горбачёвского Указа о борьбе с пьянством и алкоголизмом начались серьёзные проблемы с финансовой системой, поскольку весь другой потребительский рынок был ущербным. Кроме того, началось всенародное неформальное соревнование и социалистическое творчество масс в изготовлении спиртосодержащих жидкостей: самогона, браги, чачи, всевозможных вин, настоек и наливок. Дотационный сахар стал скупаться населением в кратно большем объёме, что наносило огромный ущерб госбюджету. В ход пошёл одеколон, духи, моющие средства и т.д. Очереди за легальной водкой, отпускаемой по талонам, достигли гигантских размеров в несколько кварталов. Государство, конечно, отступило перед рублём, пружина борьбы ослабла. Так что опустевшие было вытрезвители вновь вскоре стали наполняться клиентурой, в ресторанах снова официантки бодро разносили графинчики с горячительным, а о безалкогольных свадьбах и вообще забыли, как о кошмарном сне… В новейшей истории наша региональная власть оказалась как бы один на один с проблемой. Ещё в феврале 2001 года был принят региональный закон по упорядочению алкогольного рынка. В частности, постановлением устанавливалось, что на территории области поставки для розничной продажи, а затем продажа спиртных напитков разрешается при наличии на каждой единице товара регионального специального знака (РСЗ). Однако через некоторое время «Общество налогоплательщиков» подало иск в областной суд, и тот отменил данный нормативный акт как противоречащий федеральному законодательству. И такой оборот событий был не исключением, а скорее печальной нормой. Ранее, ещё в 1999 г., было принято постановление «О введении на территории Читинской области специальных защитных мер в отношении алкогольной продукции, предназначенной для реализации в сети оптовой, розничной торговли и общественного питания». Изюмина этого документа состояла в том, что на территории области вводилась так называемая региональная идентификационная марка (РИМ). Оптовые продавцы обязаны были приобретать у ГУП «Читаалкогольконтроль» эти марки за 2 руб. за штуку. Таким образом, администрация области намеревалась пополнить областной бюджет и заодно поставить заслон теневым поставщикам алкогольной продукции. Всё это опять же возмутило предпринимателей- оптовиков и они подали в суд иск к областной администрации. Их рассуждения были при этом таковы: если РИМ является налогом или сбором, то эта марка незаконна, так как такой вид налога не предусмотрен федеральным законодательством. Если это не налог, то тем более региональная власть не имеет права вводить какие-то дополнительные принудительные платежи и сборы. Тяжба закончилась тем, что судебная коллегия по гражданским делам Читинского областного суда признала постановление главы недействительным, противоречащим закону, и отменила его. Потом было ещё одно постановление главы администрации области «О дополнительных мерах по упорядочению оборота спиртосодержащей непищевой продукции на территории Читинской области» И что же? Повторилась история с РИМом. Как только, согласно этому документу, управление по борьбе с экономическими преступлениями УВД изъяло первые партии спиртосодержащей жидкости у одного предпринимателя (это был технический растворитель, но продававшийся во многих торговых точках как пищевой спирт), первый же райсуд, куда поступила жалоба от предпринимателя, признал, что постановление главы противоречит федеральному законодательству. Жидкость была немедленно возвращена предпринимателю, и снова заняла своё место в многочисленных ларьках на территории всей области.
Зрить в корень
Наши депутаты ЗС края вовсе не оригинальны, не утвердив положение о сокращении времени продажи алкоголя. В истории всё повторяется. После смерти Ленина, как известно, Сталин отменил сухой закон, сказав, что «лучше вываляться в грязи, чтобы найти деньги для молодой советской республики». Хотя вначале тоже поддерживал общества трезвости. Но когда те потребовали запретить торговлю водкой вечером – их быстренько прикрыли. Мы намеренно не останавливаемся на всех ужасных последствиях бесконтрольного потребления алкоголя для людей, общества и государства в целом. Кто желает – пусть зайдёт на интернет-портал «Пьянству – нет!». Он делается с участием специально созданного ведомства Росалкогольрегулирование. Там много любопытного. В частности, говорится, что можно купить, если сэкономить на алкоголе. Например, если в день экономить деньги на двух бутылках пива, то можно, оказывается, в течение месяца приобрести попугая в клетке. Круто! Но вот почему-то кажется, что любители пива как-то не очень согласятся променять пиво на попугая. Даже если научить его антиалкогольным лозунгам. Что тогда нужно? Да вот думается, надо людям дать надежду на достойную жизнь. Побороть безработицу. Умерить хамство бюрократам. Послать за решётку коррупционеров. Сделать достойной оплату труда. Строить жильё и применять ипотеку не под 20, а под 5-6%. Распространять культуру не по остаточному принципу. Привить власти, в том числе правоохранительным органам, уважение к правам человека. Защитить людей от преступников и мошенников. Наверное, это далеко не всё. Но попугаем в клетке в трезвую жизнь, думается, не заманить.
Владимир Тихомиров