официальный сайт регионального отделения
News
Грустное застолье с властью
Чтобы не быть голословными, приведём официальные данные. Как сообщает Росстат, в январе-мае Забайкальский край произвёл и отгрузил продукции в данной отрасли на 4 млрд. 240 млн. рублей. Для сравнения: соседняя Республика Бурятия, находящаяся примерно в одинаковых с нашим краем социально-экономических условиях, за тот же период отгрузила продукции обрабатывающей отрасли на 17 млрд. 405 млн. рублей, т.е. почти в четыре раза больше. В Иркутской области этот показатель составляет 111 млрд. 589 млн. рублей. Даже маленькая Республика Хакассия имеет аналогичный показатель за указанный период в 22 млрд. 25 млн. рублей. Таким образом, Забайкальский край по объёму продукции данной отрасли находится на последнем месте среди 12 субъектов федерации СибФО, а по отгруженным товарам собственного производства отрасли – на 10 месте (ниже нас крошечная Республика Алтай и Республика Тыва). А вот данные Забайкалкрайстата. Индекс обрабатывающих производств в январе-мае текущего года по сравнению с тем же периодом прошлого года составил 90,8%. Чтобы понять, что кроется за столь провальным показателем, следует, видимо, раскрыть, из чего он состоит. Так вот, доля пищевых продуктов в нём составляет более трети – 36,4%. А выполнен этот показатель только на… 17,5% к соответствующему периоду предыдущего года. Сокращение допущено по всем видам продуктов. По мясу и субпродуктам – на 2,4%, по мясным консервам – на 38,1%, по цельномолочной продукции – на 7,7%, по макаронным изделиям – на 20,6%. Даже пива произведено меньше на 26,4%. И это вовсе не связано с борьбой против алкоголизма, поскольку пить его в регионе меньше не стали. Просто стали больше пить завезённого из других регионов этого напитка (из Москвы, Иркутска, Омска и других городов). Но почему меньше стало выпускаться и продаваться, цельномолочной продукции собственного производства на 7,7% по сравнению с прошлым годом? Вывод тоже официальный: «Недостаточное развитие заготовительной деятельности в крае для осуществления закупа молока в хозяйствах населения». Примерно тот же диагноз даётся и по всем другим видам пищевых продуктов. Снижение производства мяса и субпродуктов, мясных консервов - сокращение поставок скота на переработку ввиду недостаточного развития в крае заготовительной деятельности. Сокращаем объёмы выпуска кондитерских изделий – причина в росте себестоимости конечного продукта, насыщения регионального рынка продукцией производителей ведущих российских компаний из других регионов (производственные мощности кондитерских предприятий края загружены не более чем на 60%). Подобный ряд однообразных причин можно продолжать. И что характерно. Многие годы талдычим по поводу того, что в крае просто позарез нужна чёткая система заготовки и переработки продукции, но воз и ныне там. Из года в год, из месяца в месяц даже в официальных отчётах констатируем, что такой заготовительной системы у нас нет, поэтому мы проигрываем конкуренцию другим, далёким от региона фирмам и компаниям. Они, как выясняется, эту систему имеют и не только сполна обеспечили население своих регионов в самых разнообразных продуктах питания, но и везут продукцию к нам в край, выигрывая конкуренцию у неповоротливых забайкальских хозяйственников. Даже с учётом издержек на доставку этой продукции в наш регион.
Молоко живое и мёртвое
Впрочем, краевая долгосрочная целевая программа по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности в наличии имеется. Она даже опубликована. Но вот почему-то рассчитана эта программа на 2013-2017 годы. То есть, несмотря на острейшую необходимость в кардинальных изменениях в этой отрасли, отставлена на потом. А дело-то никаких отлагательств не терпит. Потому что, начиная с 2005 года (это утверждается в названной программе) в крае наблюдается снижение объёмов производства мяса, цельномолочной продукции, сыров и творога, макаронных изделий, пива. И рентабельность отрасли снизилась с 9,6% до 4,4%. А вот удельный вес убыточных организаций достигает 50%. Сумма убытков таких организаций в отрасли за год составляет в среднем 37 млн. рублей. В то же время, уступая рынок Забайкальского края привозной продукции, собственные мощности пищевой и перерабатывающей промышленности нередко простаивают без дела. Мощности по производству мяса и субпродуктов 1 категории, оказывается, загружены лишь на 14,4%, колбасных изделий – на 37,3%, полуфабрикатов – на 55%, цельномолочной продукции – на 19,8%, хлеба и хлебобулочных изделий – на 40,7%. Ну, и т.д. При этом отмечается, что многие производственные линии и оборудование полностью выработали свой ресурс и не отвечают современным технологиям производства. Просто печально для нашего края положение с молочной продукцией. Вы, читатель, когда-нибудь видели в нашем крае на рынках молочные ряды? Чтобы представить, что это такое, надо побывать на рынках Иркутска, Красноярска или Хабаровска. Московские рынки лучше не упоминать – слишком завидно. Там везде на белоснежных прилавках в светлых просторных павильонах приветливыми продавцами в белоснежных халатах предлагается цельное молоко, сметана, ряженка, простокваша, йогурты, домашние сыры и прочая молочная снедь. А что же у нас, жителей края, традиционно культивирующего молочное скотоводство? В лучшем случае – селяне на обочине просёлочных дорог с банками и бутылками цельного молока. Но чем так провинились забайкальцы? Создатели упомянутой программы отмечают, что молочная отрасль у нас представлена 13 молочными заводами и цехами, из которых только 10 – стабильно работающие. Но и их загруженность составляет менее 20%. Подсчитано, что в 2009 году (почему-то более поздний 2010 год создателями программы в расчёт не взят) объём производства цельномолочной продукции по сравнению с 2005 годом снизился до 90,5%. И думаете, чем вызвано снижение? Нет, не только тем, что некому вести заготовку цельного молока. Дело в том, что был принят федеральный закон, ограничивающий применение сухого молока при производстве продукции. То есть молока не совсем настоящего, можно сказать, мёртвого молока. И многие организации сразу растерялись, сократили выпуск цельномолочной продукции. Этим, конечно же, не преминули воспользоваться конкуренты из других регионов. Они значительно увеличили ввоз в край своей продукции, неплохо зарабатывают на нашем региональном рынке. Что, впрочем, видит каждая домохозяйка, изучая упаковки на молочной продукции в магазинах. А одновременно специалисты утверждают, что организации молочной промышленности нашего края для производства продукции используют всего… 4-5% от имеющегося объёма ресурсов молочного сырья. То есть забайкальские производители молока так и остались на обочине дороги. Куда же эта дорога приведёт?
«Идеи наши, деньги ваши»
В упомянутой футуристической краевой целевой программе по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности на 2013-2017 годы много сказано полезного. Как говорится, планов грамадье. На реализацию мероприятий программы предполагается привлечь 452,3 млн. рублей из бюджета Забайкальского края и 2 млрд. 470,4 млн. внебюджетных средств. Это, как там записано, позволит увеличить производство мяса и субпродуктов в 5,3 раза, колбасных изделий – в 1,3 раза, цельномолочной продукции почти в два раза, хлеба и хлебобулочных изделий в 1,1 раза. Что говорить, неплохо. Но всё это уж больно напоминает очередную пятилетку продовольственной программы из советских времён – тогда тоже цифры производства и потребления впечатляли. На деле был дефицит. И главный вопрос в том, зачем относить начало реализации программы до 2013 года? Ведь с каждым годом, даже с каждым месяцем мы теряем рынок. Стоит посмотреть статотчёты хотя бы с января текущего года, чтобы увидеть, что объёмы собственной пищевой промышленность сокращаются, словно шагреневая кожа, именно из-за неразвитой отрасли переработки. А что будет через два-три года, когда на нашем рынке более прочно утвердятся предприимчивые компании из других регионов! В этой связи хотелось бы заметить следующее. Вот недавно, говоря о строительстве и улучшении в крае дорог на выделенные правительством страны крупные финансовые средства, региональное отделение партии «Единая Россия» позиционировала всю эту работу как реализацию программы «Новые дороги «Единой России». Что ж, пусть будет так. Хотя новые дороги забайкальцев – лучше. Как говорил великий комбинатор, «идеи наши – деньги ваши». Идея улучшения дорог, оказывается, принадлежит одной партии, а не всему государству. А деньги на осуществление этой идеи берутся из бюджета страны, то есть из общенародного кошелька. Выходит, тоже с чужого стола? Странно, но сочтёмся славою. А вот как быть с таким печальным фактом, как затянувшееся застолье забайкальцев за привозной «скатертью-самобранкой»? Может быть, «партии власти», приписывающей себе в заслугу любые государственные, народные планы и маломальские успехи, стоит взять на себя и обязательство в том, чтобы прилавки магазинов нашего края наполнялись качественными продуктами питания местного производства? Чтобы и населению края, и местному производителю было хорошо. И (кто против!) пусть активно делается это и самой «партией власти», и преданным ей общероссийским народным фронтом. Или после выборов такие усилия уже не понадобятся?