официальный сайт регионального отделения

News

[02.09.2011]
ВЛАСТЬ ЖИВАЯ И МЁРТВАЯ
Источник: 
Источник
Название: 
Тихомиров Владимир Алексеевич - журналист

 VIP-разруха в головах

А потом переезд через границу – и ты попадаешь в родной российский городок Забайкальск. Снова – колдобины на дорогах, придорожная грязь, где ветер носит по пустошам мусор, серость обшарпанных зданий. После ровных и ярко размеченных автотрасс и дорог на китайской стороне – всё это сильно бьёт по самолюбию. Почему там вот так, а у нас – совсем по-другому? Мы что, из другого теста сделаны?

Но и это ещё не всё. Автобусы с российскими туристами и «челноками», возвращающимися из Китая, подъезжают к вокзалу. К вокзалу – это громко сказано. Людей с их многочисленной поклажей высаживают вдалеке на дороге у железной ограды. Оказывается, для того, чтобы попасть в железнодорожный вокзал и на перрон, надо перейти через виадук – высокий мост над ж.д. путями. Десятки мужчин, женщин, даже детей, нагромождая на себя чемоданы, сумки, баулы, как вьючные животные гуськом проделывают этот путь, словно на Голгофу. Это вам не Маньчжурия или Бэйдайхэ, где, несмотря на интенсивное движение, автобусы предупредительно подвозили нас прямо к крыльцу гостиницы или к дверям железнодорожных вокзалов.

Но вот, наконец, вещи перетасканы на перрон. Вытираю пот, осматриваюсь и не могу сообразить – какого чёрта громоздить здесь железную ограду, обрекая людей на непосильный путь с тяжёлой поклажей через виадук. Неужели нельзя было сделать подъезд таким образом, чтобы автобусы останавливались у тыльной стороны ж.д. вокзала - и люди с вещами могли заходить в него прямо с автобуса? Ведь властям хорошо известно, с какой целью в основном люди едут в ту же Маньчжурию. Не только на отдых, но и, главным образом, за покупками: цены там на ширпотреб кратно ниже. Наверняка местные забайкальские и иные VIP-персоны подъезжают прямо к дверям вокзала по особому пути. Оглядываюсь вокруг и легко нахожу этот путь. Роятся мысли: если ты VIP и тебе доверено руководить и организовывать жизнь людей – почему тебе плевать на удобство этих самых людей? И почему ежедневные проклятия в твой адрес граждан, твоих соотечественников, прущих на себе баулы через виадук, тебе безразличны?

Но и это не всё. До отправления поезда в Читу было ещё время – и нужно было перекусить. Всё-таки позади утомительный переход через границу, особенно хлопотный и неудобный на нашей стороне (это особая проблема). Но и простая задача - перекусить, которая так просто решалась на китайской стороне, оказалось проблемой. В здании вокзала работал один буфет, но вернее сказать, бездействовал. Товарный ассортимент был из двух наименований продуктов: минеральная вода и… китайская лапша в банках. Лапша была бесполезной, ибо заварить её было нечем: в здании вокзала нельзя было достать не только кипятку, но и простой холодной воды. Её не было даже в туалете.

Оставалось снова перейти виадук и найти ближайший продуктовый магазин. Что и было сделано. И снова – облом. Магазинные полки до боли напомнили конец 80-х годов. Съедобные продукты там почти отсутствовали. Но продавцы за прилавками почему-то наличествовали.

При всём этом доподлинно знаю, что в Забайкальске есть власть. Вернее, те самые VIP-персоны, которые себя властью считают. И даже пользуются соответствующими благами. Почему бы им не проехаться по своему захолустью, похожему сегодня на щедринский город Глупов, и не поинтересоваться хотя бы ассортиментом товаров в магазинах? А заодно продумать нормальный подъезд к вокзалу, лицу любого города (замечу, что в китайском Бэйдайхэ, имеющим 60 тысяч жителей, ж.д. вокзал по удобству и размаху может поспорить с аэропортом Шереметьево). Конечно, не нужен Забайкальску такой вокзал, да и кишка тонка построить что-то подобное. Но сделать-то подъезд автобусов с пассажирами к зданию вокзала – по силам? Иначе, какой ты VIP? Так, видимость одна. Прыщ из города Глупова…

А ежели какой начальник не согласен с этой характеристикой, то, используя свой VIP-статус, может без труда съездить в соседние китайские города. После этого, думаю, понять будет не трудно, что разруха содержится вовсе не в улицах, вокзальных буфетах и магазинах. Имеет место она в головах тех самых VIP-персон.

 

Граница разделяет и кормит. Но по-разному

Автор далек от того, чтобы рисовать жизнь в Китае розовыми красками, там немало проблем, в том числе и социальных. Но поучиться действительно есть чему. Возьмите Маньчжурию – северную витрину Автономного района Внутренняя Монголия Китая, находящуюся от границы всего в четырёх километрах. Бывший посёлок глинобитных фанз, грязных петляющих улиц с бродячими свиньями среди нечистот, стоявший на этом самом месте ещё лет двадцать назад, исчез, испарился, словно призрак в степном тумане. Теперь здесь город и занимает он около 750 кв. км., в нём проживает до 150 тыс. человек. Правительство города, исходя из его геополитического положения, выдвинуло концепцию развития в качестве модели своеобразного железнодорожного порта. В настоящее время там сформировалось несколько типовых экономических зон: богатая полезными ископаемыми Джалайнарская зона, торгово-экономическая зона, сельскохозяйственная зона с уклоном на экспорт Дунху и другие.

На фоне нашей «оперативности» и громадной армией чиновников, это впечатляет. Мы за два десятка лет не сумели даже приступить к строительству свободной торговой зоны в Забайкальске, что намечалось и подтверждалось договором с китайской стороной в начале 90-х прошлого столетия. А там и китайская свободная торговая зона за два-три года была создана, и весь город Маньчжурия превратился в одну большую современную ярмарку со всей необходимой инфраструктурой: магазинами, рынками, гостиницами, ресторанами, банками, представительствами, транспортным комплексом и проч. И теперь развитие идёт гигантскими темпами.

В этом городе, как и в Забайкальске, тоже почти все кормятся границей. Но если в нашем захолустном приграничном городке Забайкальск имеется страшно дефицитный муниципальный бюджет, и отремонтировать улицу или площадь – неподъёмная задача, если таможенники гордятся цифрами «пресечения незаконно вывезенного товара» - то в Маньчжурии всё наоборот. Граница даёт здесь огромные сборы в местный бюджет, которые идут на развитие приграничной территории. И все – от крупного бизнесмена до чистильщика сапог и рикши – могут неплохо заработать на русских шоп-туристах и просто туристах. И не только. Много раз приходилось видеть вереницы лесовозов, ж.д. составов с российским кругляком или металлоломом, идущих из России в Китай. Потом в виде готовой продукции из этого сырья мы получаем в Россию мебель, машины и т.д. Но по неизмеримо большим ценам. Вся добавленная стоимость от производства этих товаров остаётся в Китае.

И, тем не менее, китайские товары мы охотно покупаем: цены значительно ниже, чем в России. И привлекает не только цена, но и формы обслуживания. Мой знакомый по отдыху на Жёлтом море, проездом в Бэйдайхэ за полдня купил для своей новой квартиры в Улан-Удэ, мебель. И оставил адрес, куда надо доставить покупку. Приехав на отдых, дней через шесть-семь позвонил из курортного города домой. Оказалось, мебель уже доставлена.

 

Китайский финансовый «пылесос»

Неоднократно поездив по Китаю, могу утверждать: природа ничем не обделила наше Забайкалья по сравнению с китайскими северными провинциями. А кое в чём (например, в объёмах полезных ископаемых) ещё и дополнительно наделила. У нас есть прекрасная тайга, озёра, реки, уникальные заповедники, вроде Алханая, и проч. Но почему туристические потоки идут в одном направлении – из России в Китай? Почему мы везём китайцам деньги, а не наоборот? Вот цифры. В год выездные туристы составляют в крае 310-320 тыс. человек, а приезжают из других стран, в основном из Китая, всего… 5-6 тысяч человек. То есть на одного приехавшего к нам китайца приходится более 50 человек, которые выехали за пределы страны. Получается, что отток капитала из края за счёт такой диспропорции в туристическом бизнесе по самым скромным подсчётам составляет 150 млн. долларов в год. Причём под видом въездного туризма у нас сплошь и рядом процветает незаконная миграция, прибывают китайские рабочие, которые желают трудиться на наших стройках, в сельском хозяйстве, на ниве торговли и т.д.

Но на самом деле картина ещё хуже. Вот снова смотрим данные. В год объём реализации туристских услуг составляет 450-460 млн рублей. А реальный оборот, если учесть среднюю стоимость путёвки, просто не может быть меньше 2 млрд. рублей. Больше может, а меньше – нет. Учитывая цены на билеты, проживание в гостинице и т.д. С учётом реального наличного оборота, который, видимо, никого не волнует, включая нашу власть, картина получается иной. В виде чёрного нала крутятся миллиарды рублей и эти деньги процентов на 60 уходят в Китай, а процентов на 40 оседают у наших бизнесменов от туризма. В частности, на это некоторое время назад обратил внимание ОКС Управления антимонопольной политики по Забайкальскому краю.

Но, может быть, министерство международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края, где трудится около 30 ответственных работников, занято более серьёзными, на его взгляд, делами – теми самыми внешнеэкономическими связями, которые входят в его сферу деятельности? Вряд ли. У нас ежегодно разница между импортом и экспортом составляет примерно 50-60 млн долларов. Это отток капитала из региона, в основном в сторону КНР.

Что касается туризма, разница между нами и Китаем в том, что в крае, несмотря на принятые программы, почти ничего не делается для создания условий как для внутреннего туризма, так и въездного. Где сеть мотелей, которые отражены в программе, где разработанные туристские маршруты и тропы, которые бы привлекли внимание иностранных туристов, современные рестораны, гостиницы и т.д. – без чего к нам просто никто не поедет ни из-за границы, ни из других регионов страны?

Ну, и как назвать ту власть, которая по одну сторону границы работает, а по другую - бездействует?