официальный сайт регионального отделения
News
Это сообщение облетело весь мир: в канун Дня Байкала Гринпис обнародовал имена победителей конкурса «Враг Байкала». Памятный знак с именами финалистов установлен на дне Байкала. По итогам интернет-голосования главный приз «Золотой клещ» достался премьер-министру Владимиру Путину.
Впадает ли Ангара в Байкал?
Те, кто следил за конкурсом с самого начала, конечно, обратили внимание на то, что премьер опередил и прежнего и нынешнего владельцев Байкальского ЦБК, правительство и отдельных его членов. Даже вся республика Кипр, где расположена фирма, владеющая почти 50% акции БЦБК, не смогла помешать лидеру.
Финишный рывок был сделан 5 сентября на Межрегиональной конференции «Единой России» в городе Череповец, где премьер-министр заявил, что Байкальский ЦБК остановить нельзя, поскольку в его продукции нуждается российский ВПК. Ранее использовалась версия «социального взрыва» и того, что комбинат не загрязняет озеро. Более того, некоторые даже пытались поменять географию, утверждая, что Ангара впадает в Байкал, и обвинить Иркутск в том, что он загрязняет Байкал сточными водами больше, чем БЦБК. Давайте вспомним, что именно по этому поводу говорил премьер.
- И вот, когда мы были на Байкале летом, я разговаривал с учеными, с членами Академии наук, спрашивал, как отразилась деятельность ЦБК на Байкале, на его экологии? Там нет изменений к худшему, слава Богу, для Байкала. Это не значит, что там нет проблем. Конечно, они есть. Только нужно посмотреть на них повнимательнее и по-серьезному, без всякой политизации. Вот сброс сточных вод. В 2008 году ЦБК - 27,4 тыс.тонн. А город Улан-Удэ - 34 тыс. тонн. Водоканал города Иркутска - 106 тыс. тонн. Гусиноозерский промузел - 442 тыс. Водоканал города Гусиноозерска - 348 тыс. тонн.
Но Ангара, иронично заявляют активисты Гринпис, не послушалась грозных окриков, и как была единственной рекой, вытекающей из Байкала, таковой и осталась. Ученые всем миром вступились за Байкал и сказали: «БЦБК загрязняет Байкал!». Да и население, как говорится, «не повелось». Одной только весной 2010 года волна протестных митингов прокатилась по более чем 30 городам страны.
Однако в глаза бросается целый ряд очевидных несуразиц - например то, что предприятие, выпускающее такую важную продукцию, находится в плачевном состоянии уже многие годы. И как же так получилось, что столь стратегически важный комбинат не только частный, но и на 50% принадлежит кипрской компании. Да и кто сможет объяснить, зачем в 2008 году комбинат перевели на замкнутый водооборот, потратив при этом большие деньги, если такая ценная «военная» целлюлоза не может производиться в условиях этого замкнутого водооборота. Кроме того, в России скоро появятся новые мощности в дополнение к уже существующим, для производства необходимого целлюлозного волокна. Так, намечен запуск такого производства на Братском ЛПК.
Активисты спасения Байкала задаются вопросом: можно ли фактически повторить сценарий 2006 года, когда была отодвинута нефтяная труба от Байкала? Тогда Владимир Путин заявил: «Если есть хоть малейшая доля опасности загрязнения Байкала, мы должны сделать все, чтобы эту опасность не минимизировать, а исключить». И тогда — прямая дорога в победители конкурса «Спаситель Байкала». Но пока в конкурсе на звание «Враг Байкала» премьер-министр набрал более 50% голосов и занял первое место, как человек, подписавший Постановление №1, разрешающее БЦБК возобновить производство, загрязняющее озера. На втором месте правительственные чиновники, которые готовили данное постановление, а на третьем — Минюст и МПР, которые не остановили незаконные действия.
При этом в стране есть все возможности для замещения БЦБК и развития вместо него производства, которое не только даст Байкальску рабочие места, но и не будет уничтожать озеро. Есть и средства на это, раз уж есть деньги на Олимпиаду, чемпионат мира по футболу, подготовку к саммиту АТЭС на острове Русский и прочие мега-проекты, которым закрытие БЦБК и рекультивация территории вокруг него по стоимости уступают в десятки раз.
Объект всемирного значения
Не грех вспомнить, что Забайкальский край находится в бассейне озера Байкал, и все негативные экологические изменения, естественно, отражаются на жителях нашего региона. Население пользуется водой из рек бассейна Байкала, а флора и фауна очень чутко реагирует на общую экологическую обстановку, огромное влияние на которую оказывает это озеро. В своё время мы даже имели свою региональную целевую программа «Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории в административных границах Читинской области (2004-2005 годы)». Этот документ был продолжением в целой череде не только региональных, но и российских, а также международных решений, направленных на сохранение этого уникального сибирского озера. Жаль, что в настоящее время власти Забайкальского края не имеют новой программы, аналогично принятой ранее. В то же время проблемы не только не исчезли, но ещё больше обострились.
Напомним, что в соответствии с международной Конвенцией по охране всемирного, культурного и природного наследия в 1996 году озеру Байкал был присвоен статус объекта (участка) всемирного природного наследия. Этот статус подтверждает признание озера Байкал в качестве уникального природного объекта планетарного значения. С другой стороны, присвоение данного статуса влечёт за собой необходимость определённых экологических обязательств как в целом Россией, так и субъектами РФ, входящими в Байкальский регион. Сохранение экосистемы озера Байкал в значительной степени зависит от характера хозяйственной и природоохранной деятельности на территории его водосборного бассейна. К нему относится 21% территории Забайкальского края, а федеральный закон «Об охране озера Байкал», принятый ещё в мае 1999 года, закрепляет основные направления охраны озера. Важным аспектом закона является то, что сфера его действия не ограничивается лишь акваторией озера и охватывает всю территорию его бассейна и зоны атмосферного влияния. Таким образом, вводится категория «Байкальской природной территории». К буферной зоне Байкальской природной территории относятся Красночикойский, Петровск-Забайкальский, Хилокский и часть Читинского района нашего края. Она также включает в себя бассейны рек Хилок и Чикой, систему Ивано-Орахлейских озёр и озера Арей.
Опасный бассейн
К сожалению, нельзя похвастаться тем, что люди являются рачительными хозяевами такого богатства, как воды бассейна озера Байкал. Экологи отмечают, что существенными источниками химического загрязнения территории являются предприятия городов Хилок и Петровск-Забайкальский. Это, прежде всего, предприятия железной дороги, ТЭЦ, даже остатки Петровск-Забайкальского металлургического завода, многочисленные котельные. По данным Забайкальского управления по гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, наибольшее загрязнение окружающей природы вызвано пылью с оксидом углерода, диоксида азота, фенола, бензапирена. Среднее содержание взвешенных веществ в атмосферном воздухе превысили предельно допустимые концентрации в 1,3 раза, а максимальное в 3,6 раза. По некоторым показателям допустимые концентрации ещё выше.
Или такие вот настораживающие факты. В поверхностные воды бассейна озера Байкал на территории Забайкальского края предприятиями в среднем сбрасывается 22 млн. куб. м. сточных вод. Необходимо также отметить, что сельскохозяйственное производство, несмотря на резкое снижение использования удобрений и пестицидов в последние 10-15 лет, остаётся существенным источником воздействия на качество воды рек и озёр в бассейне реки Хилок. Показательным примером может служить территория Ивано-Арахлейских озёр в верховьях реки Хилок, где нет железной дороги и промышленных предприятий, однако развито сельскохозяйственное производство мясомолочного направления. По данным Забайкальского управления гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды максимальное содержание загрязняющих веществ в озере Шакша превысило предельно допустимые концентрации: органических веществ по величине химического потребления кислорода – в 4 раза, по величине биологического потребления кислорода – в 2 раза, железа – в 9 раз, меди – почти в 10 раз, цинка – в 3 раза, нефтепродуктов – в 15 раз, взвешенных веществ – в 8 раз.
А ведь бассейн озера Байкал на территории края всё ещё богат фауной и флорой. Только в русле реки Хилок водятся 64 вида различных животных – соболь, колонок, горностай, американская норка, степной хорь, барсук, росомаха, лисица, медведь, изюбрь, косуля, лось, ондатра, белка, заяц и проч. Как говорят специалисты, наиболее эффективной формой сохранения этих видов и поддержания промысловой численности большинства охотничье-промысловых видов является создание сети особо охраняемых природных территорий.
Как мы знаем, ещё семь лет назад правительство РФ серьёзно ставило вопрос о перепрофилировании Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Тогда всех заверили, что меры будут приняты такие, которые пойдут на пользу природной среды Байкала и всего Байкальского бассейна. Хочется этому верить, но мы-то хорошо знаем, сколько десятилетий идёт об этом разговор (в начале 60-х на данную тему был поставлен фильм Сергея Герасимова «У озера»), но природа до сих пор терпит ущерб от деятельности человека. И одними акция Гринпис проблему не решить.